Правила ландшафтного дизайна

  • 09.02.2014
  • 1049
  • 44
Оглавление: [скрыть]
  • Композиция, фактуры и формы
  • Цветовое решение
  • Работаем со светотенью
  • Симметрия форм и асимметрия
  • Используем контраст шаг за шагом
  • Правила ритма и вкуса

Ландшафтный дизайн направлен на то, чтобы приусадебный участок не стал хаотическим нагромождением несвязанных друг с другом элементов. При помощи специальных приемов и техник можно добиться того, что даже небольшой сад превратится в роскошное, изысканное место, поражающее своей красотой с первого взгляда. Дизайн приусадебного участка включает обширный комплекс работ по благоустройству территории. Несмотря на это, освоить все тонкости данного дела сможет практически любой желающий.

Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн небольшого участка должен, прежде всего, сохранить его функциональность и удобство.

Композиция, фактуры и формы

Любой ландшафтный дизайн — это в первую очередь правильно составленная композиция. При планировании надо учитывать самые различные факторы, включая площадь, размеры и формы самого участка.

При составлении композиций придется учитывать следующие критерии:

Ландшафтный дизайн

В ландшафте необходимо использовать различные геометрические формы.

  1. Геометрическое строение. Нельзя уделять внимание только какой-то форме, необходимо сочетать различные элементы, при этом соблюдая принципы симметрии.
  2. Сочетание отдельных форм по величине. В данном случае следует внимание уделять контрастности используемых размеров. Например, высокие деревья можно уравновешивать живописными группами цветников и кустарников, вдоль ограждений выстраивать гармоничные композиции, включающие в себя не только высокие, но и средние по высоте растения.
  3. Соотношение фактуры и формы. В данном случае придется учитывать, что растения в различное время года отличаются по внешнему виду. Летом преобладает листва, а вот зимой большая часть растений стоит не столь привлекательной.
  4. Соотношение пространственных форм по отношению к другим элементам.
Вернуться к оглавлению

Цветовое решение

Цвет — это один из самых важных факторов, который имеет ландшафтный дизайн. Это правило регламентирует буквально все: начиная от дома, дорожек, растений, хозяйственных построек и заканчивая садовой мебелью. Именно цвет создает настроение любого участка. При планировании приусадебного участка необходимо руководствоваться цветом и формами, учитывая их влияние на человека.

Оформление палисадника

Без ярких цветов не обходится ни один сад, именно яркие и сочные цвета создают настроение любого участка.

  1. Желтый цвет очень теплый, легкий, светлый. Он создает впечатление радости и покоя, но его зеленоватый оттенок для садового дизайна использовать не столь желательно, так как он создает впечатление чего-то ядовитого.
  2. Оранжевый напоминает о тепле, полноте жизни, радости. Но слишком много такого цвета не рекомендуется, его лучше сочетать с другими, тщательно дозируя.
  3. Красный цвет очень активный, но его яркие оттенки не рекомендуются, предпочтение лучше отдавать светлым или более темным, которые не будут действовать раздражающе.
  4. Фиолетовый цвет ландшафтный дизайн использует для связок одних элементов с другими. Он выражает достоинство, солидность и роскошь, но вот большое его количество оказывает негативное действие.
  5. Зеленый и синий — это спокойные тона, они умиротворяюще действуют на человека, отлично оттеняют друг друга.
  6. Белый цвет довольно нейтральный, его применяют в основном для садовой мебели и беседок.
  7. Черный используется в ограниченных количествах, он служит для уменьшения объема, выделения отдельных элементов.

При создании необходимой цветовой гаммы не следует забывать и том, что используемые для этого растения имеют различную цветовую гамму в разные месяцы года. Всего специалисты выделяют 8 фаз:

Декоративные элементы

Изюминкой вашего приусадебного участка могут стать оригинальные и неожиданные декоративные элементы.

  1. Ранняя весна (с марта по апрель). В это время преобладает серовато-темный тон.
  2. Весна (апрель-май). Во время этой фазы основные тона слабо-насыщенные, желтовато-зеленые, пурпурные.
  3. Конец весны (май). Преобладают светло-зеленые, зеленые тона, появляются желтоватые, розовые оттенки.
  4. Начало лета (июнь). В это время растения приобретают насыщенный зеленый цвет.
  5. Середина-конец лета (июль-август). Преобладают темно-зеленые цвета.
  6. Первая половина осени (по октябрь). Палитра очень разнообразная, от зеленых до темно-красных, фиолетовых оттенков.
  7. Конец осени (октябрь-ноябрь). Тона слабые, сероватые, сине-фиолетовые.
  8. Зимой преобладает белый цвет, темно-серые оттенки.
Вернуться к оглавлению

Работаем со светотенью

Еще одним правилом, которое требует ландшафтный дизайн, — это светотень. При помощи такого инструмента можно добиться выразительности каждого элемента, выделить именно те участки, которые необходимы, подчеркнуть их достоинства.

Работает такой инструмент на таком принципе: любой предмет образует не земле тень от падающего света. Кроме того, есть еще и отраженные блики, переходы от тени к свету, которые создают отдельное впечатление. Градации светотени зависят от таких обстоятельств, как густота самой тени от элементов, окраска предмета, сила освещенности элемента. Следует учесть, что цвета могут приобретать совершенно различные оттенки. Например, зеленые кусты при неправильно падающей тени станут не ярким и красивым дополнением ландшафта, а будут затемнять всю композицию, сделают ее мрачной.

При составлении композиций на участке следует руководствоваться такими данными:

  1. Красный цвет элементов не рекомендуется сочетать с красным фоном, при сочетании с оранжевым он приобретает желтый оттенок, при сочетании с желтым — зеленоватый. На зеленом фоне красный цвет немного голубеет, при сочетании с синим дает зеленый оттенок.
  2. Зеленый на красном фоне становится фиолетовым, его не рекомендуется размещать на оранжевом фоне и зеленом, а вот на желтом он дает оранжевый цвет, на синем — фиолетовый.
  3. Синий не рекомендуется размещать на зеленом и синем фоне, на желтом такие элементы становятся только насыщеннее. На оранжевом фоне синие детали становятся желтоватыми, а на красном приобретают легкий оранжевый оттенок.

Такими данными необходимо руководствоваться при размещении цветников, клумб различного типа на фоне остальных садовых элементов, включая строения и заборы.

Вернуться к оглавлению

Симметрия форм и асимметрия

В зависимости от того, какую форму имеет приусадебный участок, какой эффект необходимо получить и какие строения на нем уже есть, используется такой инструмент ландшафтного дизайна, как правила симметрии и асимметрии.

В природе симметрия встречается крайне редко, поэтому при использовании такого инструмента для сада необходимо соблюдать гармоничность, не превратить его планировку в скучную упорядоченность дорожек и зеленых насаждений.

Асиметрия в дизайне ландшафта

Симметрия в живой природе встречается крайне редко, поэтому при планировании дизайна, не стоит зацикливаться на упорядоченных скучных формах.

Грань здесь очень тонкая, но при правильной планировке необходимого эффекта можно достигнуть без труда.

В чем именно заключается использование симметрии? Основная задача — это использование всех элементов таким образом, чтобы сохранить равновесие. Линии должны быть законченными, все формы и расстояния равными. Часто именно для ландшафтного дизайна, чтобы сохранить равновесие, используются композиции, неравные по форме либо величине, но расположены они таким образом, что создается оптическая уравновешенность.

Планировка участка должна создавать ощущение свободы и динамики, но само формирование должно быть четким и правильным. В таком случае сад не произведет скучное впечатление, он останется изысканным и очень интересным.

Вернуться к оглавлению

Используем контраст шаг за шагом

Для построения композиции сада можно пользоваться и такими инструментом как контраст. С его помощью можно выразить глубину, свойства пространственных форм. Для этого используются такие сочетания, как светлое — темное, маленькое — большое. Для приусадебного участка правила использования подобного инструмента заключаются в том, что необходимо сочетать различные формы, отличающиеся по своим характеристикам. Например, для водоема отлично подходят высокие деревья, растущие по его берегам, цветущие растения, оттеняющие воду пруда. Для цветочных клумб надо использовать растения не одного, а контрастных цветов, чтобы выразить форму самого цветника и так далее.

При помощи инструмента контраста в садовом искусстве можно создавать самые различные эффекты. Правильно подобранные растения и элементы ландшафта могут визуально расширить небольшой участок, а при помощи грамотно составленных цветочных композиций можно добиться любого желаемого эффекта.

Вернуться к оглавлению

Правила ритма и вкуса

Ландшафтный дизайн должен подчиняться и правилам ритма, то есть периодичности повторения некоторых элементов, расстояний между такими деталями. Отличным примером могут служить дорожки и аллеи. Но применять это правило следует очень осторожно, устойчивое ритмическое впечатление наступает при повторении 5-8 раз, а большее количество создает ощущение утомления, монотонности.

Не рекомендуется использовать слишком часто одинаковые элементы, лучше всего чередовать цветники, отдельные скульптурные группы, деревья, небольшие водоемы и другие садовые формы. И если для большого приусадебного участка это правило соблюдается довольно легко, то вот для маленького могут возникнуть определенные проблемы. Необходимо перед тем, как приступить к работам, распланировать весь участок на бумаге, включить в него строения, ограду, хозяйственные постройки. Таким образом можно будет на взгляд определить, насколько будущий ландшафт станет привлекательным и уютным, соответствующим общей идее.

Работы по созданию приусадебного дизайна довольно сложны, хотя и увлекательны. Дело в том, что здесь мало просто высадить деревья, устроить цветники и водоемы. Необходимо, чтобы все элементы сада и участка отлично сочетались и гармонировали друг с другом. Для этого необходимо соблюдать определенные правила паркового ландшафтного искусства, которые позволят создать необыкновенно красивые, изысканные формы в полном соответствии с общим стилем и идеей.