Выбираем лучший мотоблок

  • 03.03.2014
  • 1827
  • 24

Что такое мотоблок?

Лет десять назад люди не ставили перед собой вопрос, какой мотоблок лучше, покупали примитивные мотокультиваторы, чтобы можно было быстро обработать почву. Да и цена удовлетворяла. По завершении весенних работ культиватор ставился до следующего применения в кладовку.

Схема мотоблока для любой почвы

Схема мотоблока для любой почвы.

В последнее годы земледельцы, дабы не останавливать работы круглый год, приобретают мотоблоки, которые значительно облегчают сельскохозяйственные работы и используют фермеры во всем мире. Так что же собой представляют мотоблоки? Основная его функция та же, что и у культиватора, – обработка почвы (вспахать, разрыхлить, окучить, удалить сорняки).

Но мотоблок мощный, тяжелый, имеет коробку передач, позволяющую работать при высоких нагрузках. Именно эти качества (тяжесть и мощность) доставляют неудобства при культивировании мягкого грунта: механизм проваливается под собственным весом. Мотоблок больше подходит для работы в плотном грунте.

Чертеж для простого мотоблока

Чертеж для простого мотоблока.

За счет совмещения множества функций в одном механизме, он способен ухаживать за садом и участком, заменяя собой всю технику, тем самым позволяя владельцам сэкономить средства.

Мотоблок – это мощный универсальный агрегат для облегчения качественной обработки земли в течение 4-х сезонов на приусадебном участке, в поле или в саду.

Он работает на различных почвах, имеет несколько скоростей движения.

Используя различные приспособления, его применяют как генератор, водяную помпу, мини-трактор, для перевозки грузов. На него можно установить целый ряд дополнительного оборудования. Это газонокосилка, картофелекопалка, сенокосилка, снегоотбрасыватель. Устанавливают измельчитель травы, скарификатор, прицепную тележку, аэратор, также разбрасыватель реагентов и песка, щетку для подметания и т.д.

Схема лебедки для вспашки своими руками

Схема лебедки для вспашки своими руками.

Широкий ассортимент техники повергает в растерянность потенциальных покупателей. Чтобы разобраться, какой мотоблок лучше и выбрать, нужно иметь представление, в чем особенность каждого из них.

В зависимости от модели мотоблока варьируется разнообразие дополнительных приспособлений, входящих в комплект. Поэтому, чтобы выбрать подходящий агрегат, необходимо определить задачи, стоящие перед мотоблоком и рассмотреть возможности выбранной модели.

Вернуться к оглавлению

Мотокультиваторы

Распознают четыре класса мотоблоков. Они зависят от мощности двигателя и массы. Бывают сверхлегкие и легкие, средние (мотокультиваторы) и тяжелые (мотоблоки).

Сверхлегкие. Их отличает небольшая масса (9-12 кг), слабый мотор (0,9-1,2 лошадиных сил), наличие одной передачи, фреза захватывает до 25см. Трудно сказать, какой мотокультиватор лучше, ведь принципиальных отличий у культиваторов разных производителей нет, формы ножей и обороты фрезы у всех одинаковы, поэтому они выполняют одинаковые действия: разрыхляют верхний слой почвы и вычесывают из почвы на поверхность сорняки на грядках и в цветниках.

Фреза-культиватор для мотоблока

Схема фрезы-культиватора для мотоблока: 1 – культиватор; 2 – валик; 3 – удлинитель оси.

Легкие. Их масса 20-30 кг, мощность 2,5-3,5 лошадиных сил, фреза захватывает до 40 см. Их конструкция простая, но некоторые отличия имеют место: приводной ремень натянут у одних на неподвижно установленный двигатель, у других – на подвижный двигатель. Способ натяжения ремня можно определить, нажав на рычаг сцепления. Там, где нет натяжного ролика, двигатель станет «ползать» по подставке. Мощность такого мотоблока слабее, и вибрирует он сильно, что не очень-то приятно.

Различны бывают конструкции редуктора. Наиболее неудачен вариант неразборного редуктора, у которого корпус состоит из 2-х сварных половинок. Ремонту он не подлежит. Разборные редукторы, хоть они и стоят дороже, позволяют, благодаря замене пылезащитных элементов, в 3-4 раза продлить срок жизни как отдельно редуктора, так и всего мотокультиватора. 2 половинки такого редуктора соединены по периметру либо болтами, либо съемной скобой.

Различают цепную и червячную передачу в редукторе. При червячной передаче желательно выбрать тот культиватор, где разборный корпус редуктора изготовлен точным литьем, а не штамповкой. Для переноски культиваторов предусмотрена передняя ручка, она же заменяет заднюю передачу (просто за ручку приподнять культиватор и повернуть). Отсутствие ручки гарантирует ожог от горячего двигателя.

С помощью легких мотокультиваторов можно перекопать почву. Еще можно, благодаря прицепному окучнику, нарезать борозды и окучить растения. Это все функции легких мотокультиваторов. Следует обращать внимание на обороты фрезы. Для вскапывания огорода оптимальные обороты – 100-130 в минуту. Выполнять мелкое рыхление и уничтожать сорняки – при больших оборотах. Надо выбирать мотокультиватор для выполнения нужных операций.

Вернуться к оглавлению

Средние мотоблоки

Держатель с ручкой управления

Схема держателя с ручкой управления.

Вес у них 40-60 кг, мощность до 5,5 лошадиных сил, захват фрезы от 40 до 80 см. Это повышает производительность в 1,5 раза. Размер обрабатываемой земли подсказывает, мотоблок с какой мощностью и захватом нужен. Для участка площадью до 0,2 га довольно мощности 3,5 л. с. и 60 см ширины захвата. Для 0,6 га – мощности 4 л. с. и ширины 80 см, для 1 га – 5-6 л. с. и 90 см соответственно.

Конструкция средних агрегатов не сильно отличается от устройства легких. Передача вращения по тому же принципу: от двигателя к фрезе. Но используются более крепкие цепи и ремни, передающие немалую мощность. Располагая крупным диаметром фрезы, они глубже рыхлят землю. А ввиду значительной массы, аппараты среднего класса отлично фрезеруют почву и, после некоторой тренировки, легки в управлении. В распоряжении этих мотоблоков обычно 2 передних и задняя передача. Силовая передача позволяет работать с дополнительными устройствами.

Возможности мотоблоков этого класса расширяет наличие рамы, позволяющей прикрепить различное навешиваемое оборудование: культиватор, борону, окучник, полольные и стрельчатые лапы и даже плуг, который при помощи специальной сцепки навешивается сзади. Конечно, с такой работой сможет справиться не любой мотоблок среднего класса, тут нужны аппараты тяжелее (60-70 кг), имеющие более сильный редуктор и повышенной прочности приводные ремни.

Схема самодельного мотоблока

Схема самодельного мотоблока.

Таким ресурсом обладают модели Solo-504, Viking-VH600, силовая передача которых позволяет работать с дополнительным оборудованием на пониженных оборотах рабочего вала. Хороша модель BL-450 итальянской фирмы Benassi ИТАЛЬЯНО-6. Ей нет аналогов: тут 4 передачи вперед и 2 назад.

Для работы с плугом нужны металлические колеса, снабженные грунтозацепами. На колеса и спереди для противовеса прикрепляют металлические чушки, увеличивая вес мотоблока до 120-150 кг. Пашет такой агрегат с глубиной 10-12 см ввиду невысокого клиренса, но обработать им можно площадь земли внушительных размеров.

Аппараты среднего класса при использовании навесных приспособлений могут пахать, окучивать, культивировать. С успехом выкапывают картофель, морковь и свеклу, уничтожают сорняки. Обладателям больших участков следует выбирать мотоблоки тяжелее 60 кг. Их конструкция более прочная, и мощность двигателей выше 6 лошадиных сил. Это уже класс тяжелых мотоблоков.

Вернуться к оглавлению

Тяжелые мотоблоки

Схема самодельной бороны для мотоблока

Схема самодельной бороны для мотоблока.

Их вес доходит до 100 кг. Широко известны модели «Нева – 2К» и «Салют». Изготавливаются они с двигателями российских и американских производителей. Эти аппараты имеют 4 передних передачи и 2 задних, работают с культиватором, плугом, могут тянуть груз до 500 кг.

Применяя такую технику, можно пахать и культивировать, высаживать и выкапывать картофель, проводить междурядные рыхления. Насос, генератор, метла, снегоочиститель и сенокосилка, приставка для обработки дерева приводятся в движение посредством шкивов отбора мощности. Для жизни в деревне очень удобно, потому что возможно соединение с прицепом.

Такая многофункциональность ставит его в ряд профессиональных мотоблоков, устройство которых значительно отличается от любительских агрегатов. Мощность двигателя – от 6,0 л.с. и больше. Вся система смазки маслом изготовлена из материалов высокого качества, из-за чего повышается моторесурс двигателя.

Сила двигателя передается на рабочий вал с помощью зубчатой коробки передач, изменяющей его скорость вращения. Поэтому мотоблок на 1-й передаче весьма мощный и без труда тянет плуг. На 2-й передаче он углубляет фрезу на 20-30 см и перекапывает почву. На 3-й передаче разрыхляет верхний слой почвы и вычесывает сорняки. Кроме того, на коробке передач есть 2 вала отбора мощности. Верхний вал служит для соединения с опрыскивателем, насосом, циркуляркой и др. Нижний агрегатируется с прицепом.

Схема мотоблока из мотоцикла

Схема мотоблока из мотоцикла.

Редуктор фрезы широкий и шарообразный, поскольку содержит зубчатую передачу. Фреза насаживается на 6-гранный вал, что позволяет работать ей очень долго. Полуось мотоблока проворачивает одно колесо относительно другого. Это очень помогает при разворотах.

На непрофессиональных мотоблоках во время работы рычаг сцепления необходимо постоянно держать в нажатом состоянии, рука постоянно в напряжении и сильно устает. Здесь же работа двигателя начинается с того, что рычаг отпускается. Для остановки служит верхний красный рычаг, который прижимается к ручке во время работы. Очень удобно: чтобы остановиться, надо просто снять ладонь с рукоятки, поднимется рычаг и остановит работу двигателя.

Конечно, многофункциональный мотоблок дороже обычного, но стоимость часа работы у него ниже. Учитывая его возможности и самоокупаемость, затраченные средства быстро вернутся.

Вернуться к оглавлению

Какой же мотоблок выбрать?

При определении, какой мотоблок самый лучший, большую значимость придают стране-производителю. Представленную на сегодняшний день технику можно условно разделить на группы: производимую в странах бывшего СНГ, выпускаемую в Китае, изготовленную иностранными фирмами.

Агрегаты отечественного производства уступают технике из развитых стран по удобству и эргономике, но достоинства технических характеристик, многофункциональность, приемлемая стоимость часто перевешивает чашу весов в их пользу. Поэтому они являются самыми востребованными среди потребителей.

Более популярны мотоблоки с передачей крутящего момента на дополнительные устройства при помощи ремня. Эта особенность присутствует в моделях Салют-5, Фаворит, МБ-1 Ока, МБ-2 Нева, МКМ-3 Lander (Пахарь), Каскад. Такое устройство предельно облегчает ремонт: чаще всего довольно замены ремня. Надежность же данных мотоблоков обеспечена импортными двигателями и редуктором, спроектированным еще инженерами СССР.

Известные китайские агрегаты: Crosser, Hunter, Champion, Greenfield, Kipor, Weima, Целина, Sugarden, Зирка, Кентавр – чаще всего являются аналогами наших Фаворита, Салюта или Невы, либо копией европейских моделей. Стоят они довольно дешево за счет низкой себестоимости. Достигается это упрощением технологии изготовления комплектующих и использованием дешевой рабочей силы. Но такое снижение цены влияет на качество продукции: уменьшается надежность и срок эксплуатации.

Импортные мотоблоки: Viking, Pubert, BCS, Craftsman, Grillo, Efco, MTD, Husqvarna, Eurosystems – стоят намного дороже отечественных, хотя выполняют те же функции. Дополнительное навесное оборудование (тоже дорогое) существенно увеличит затраты. Отдавая предпочтение импортной технике, следует узнать о расположении сервисного центра, дабы гарантийный ремонт не отнял много времени.

Поэтому при покупке не стоит забывать, что даже самый-самый многофункциональный и дорогой агрегат имеет не только достоинства, но и недостатки, которые нужно тщательно взвешивать перед принятием решения. Лучше сделать так: осматриваем несколько мотоблоков и выбираем вариант, который подходит именно вам по своей функциональности, качеству и стоимости.