Как залить дрожки бетоном своими руками?

  • 05.03.2014
  • 1695
  • 20

Двор в каждом загородном доме или на даче рано или поздно начинает обустраиваться – строятся беседки, летние кухни, сараи и другие, необходимые в хозяйстве постройки. Между этими постройками необходимо передвигаться, причем, удобно и комфортно. Совсем неудобно ходить по раскисшей после дождя земле и мокрой, скользкой траве.

Бетонная дорожка на садовом участке

Бетонные дорожки отличаются особой долговечностью, практичностью и красотой.

Возникает необходимость проложить по участку дорожки.

Материалы для дорожек

Дорожки во дворе можно сделать из различных материалов: отсыпать их щебнем, гравием или песком, выложить тротуарной плиткой, бетонными плитами, кирпичом или залить бетоном. У каждого способа есть свои плюсы и минусы. По насыпным дорожкам неудобно ходить, будут вязнуть ноги, в них собирается всяческий мусор, к тому же замучают сорняки, превратив такую дорожку в газон. Тротуарная плитка имеет высокую стоимость, и ее укладка – достаточно трудоемкий и длительный процесс. Кроме того, ровная поверхность таких дорожек будет постоянно деформироваться как корнями растений, так и вследствие расширения замерзшего грунта под ней зимой. Недостатки дорожек из плит и кирпича примерно такие же. Наиболее практичными, долговечными и эстетическими являются дорожки, отлитые из бетона. Правильно сделанные бетонные дорожки не только прослужат десятилетия, но и украсят садовый участок, а также сделают удобным передвижение людей по двору дома.

Вернуться к оглавлению

Оформление бетонных дорожек

Схема изготовления бетонной дорожки

Схема изготовления бетонной дорожки.

При упоминании слов «залить бетоном» у людей сразу возникают ассоциации с обширной, серой и скучной поверхностью, на которую даже смотреть не хочется, и ей однозначно не место среди зелени сада. Решить эту проблему можно еще до начала работы по прокладке путей сообщения по двору. Для этого в бетонную смесь добавляется краситель, который придаст желаемый оттенок готовому раствору бетона. Сделать дорожку веселой, индивидуальной и неповторимой помогут различные украшения, вставленные в только что залитый бетон. Это могут быть декоративные камни, цветные стекла, куски кафеля и многое другое, что попадется под руки.

Кроме того, поверхность дорожек должна не обязательно быть ровной и однотонной. Ее можно сделать под сколотый камень, обработав сразу после заливки. Можно и разрисовать бетонную дорожку. Для этого через сутки после заливки, когда бетон уже затвердел, но еще рыхлый, в нем режущим инструментом на глубину до 3 см выскребается форма под рисунок. Подготовленная форма очищается, смачивается и в нее заливается цемент выбранного цвета. При желании можно в него добавить какой-либо яркий наполнитель.

Вернуться к оглавлению

Подготовительные работы

Основание под дорожку из бетона

Основание под дорожку из бетона.

В первую очередь намечается расположение дорожки на местности. Следует учесть, что дорожкам можно придать любую форму. Прямые линии будут хорошо смотреться на участке, оформленном в современном стиле. Но, учитывая, что это пусть и небольшой, но все-таки уголок природы, дорожки целесообразно сделать похожими по конфигурации на лесные тропы – с изгибами и поворотами. Это придаст участку более уютный и естественный вид. Ширина дорожек не должна быть очень большой, ведь по ней не будут проходить парад. Оптимальная ширина 40-70 см. После проведения разметки выкапывается траншея по форме будущей дорожки: снимается весь дерновой покров, извлекаются корни кустов и деревьев, крупные камни. Из расчета, что толщина бетонного слоя будет 10 см, глубина траншеи делается около 15 см. После этого дно траншеи хорошо выравнивается и трамбуется, а стенки готовятся для установки опалубки.

На дно траншеи рекомендуется уложить слой геотекстиля. Такой простой и недорогой прием не даст материалу, который будет на него уложен, уйти в грунт и образовать пустоты под дорожкой. В таких пустотах будет скапливаться вода и при замерзании, расширяясь, может сломать бетон и вызвать появление трещин. Следующим действием будет подготовка подушки для раствора. Для этого используется крупный песок или пескогравий, который насыпают слоем в 5-7 см на дно траншеи и хорошо трамбуют.

Вернуться к оглавлению

Установка опалубки

Схема опалубки для бетонной дорожки

Схема опалубки для бетонной дорожки.

Для начала нужно определиться: будет дорожка по бокам оборудована бордюром или это будет просто бетонная полоса, проходящая по участку. Бордюр укрепит бетон по краям и не даст им крошиться и осыпаться. Дорожка без боковой фиксации будет иметь более естественный вид, особенно если ее острые боковые, прямоугольные края скруглить, придав вид природной тропы. Итак, устанавливается опалубка. В случае оборудования бордюрами, они и будут являться опалубкой. В другом случае для опалубки можно применить доски. Следует обратить внимание на их тщательное выравнивание по верху. Правильно и ровно изготовив опалубку, можно легко выровнять залитый в нее раствор, проводя правилом по опалубке и убирая лишний бетон. Чтобы на дорожке не стояли лужи, можно изначально заложить ее небольшой уклон, установив одну сторону опалубки на 1-2 см выше другой. Верх опалубки следует устанавливать на несколько сантиметров выше окружающей местности, чтобы после сильного ливня дорожка возвышалась над залитым водой двором. Опалубку для изгибов можно изготовить из жести, гипсокартона или фанеры.

Вернуться к оглавлению

Подготовка траншеи

Бетонный раствор для заливки в опалубку можно готовить 2-х видов. Первый – с большим количеством наполнителя – щебня или гравия. Второй – без наполнителя. Соответственно, есть 2 способа бетонировать подготовленные формы. Начало работы одинаково во всех случаях. Перед началом работ приводится в готовность бетономешалка, арматура и строительные материалы. В качестве арматуры используется металлическая сетка, которая заранее нарезается на куски нужного размера. Эти куски при укладке на дно траншеи соединяются внахлест и скрепляются между собой алюминиевой или медной проволокой, чтобы не допустить коррозии. Рекомендуется прикрепить с помощью скоб или крюков арматуру к основанию подготовленного котлована, чтобы она не сдвинулась в процессе основной заливки. Для усиления прочности можно уложить пруты арматуры.

Сетку можно использовать обычную, а можно из нержавеющей стали. Такая арматура прослужит очень долго. Армирование при строительстве дорожек обязательно. Оно придает бетону крепость и упругость и предотвращает его разрушение в случае деформации грунта под дорожкой. Когда все готово, проводится обильное увлажнение подушки на дне траншеи. Это необходимо для того, чтобы жидкость из цементного раствора не ушла в грунт, ухудшив качество цементного основания. Кроме того, увлажнение поможет уплотнить песок и не допустить последующего его проседания. Далее важно правильно приготовить цементный раствор. Пропорция для него берется следующая: 1 часть воды, 1 часть цемента и 4 части песка. Затем раствор ровным, тонким слоем заливается на дно траншеи и равномерно по нему распределяется. Когда первый слой цемента застывает, на него кладут и фиксируют арматурную решетку. Траншея готова к основной заливке.

Вернуться к оглавлению

Основная заливка дорожки

Схема заливки бетонной дорожки

Схема заливки бетонной дорожки.

Основную заливку можно провести 2-мя способами. Каждый имеет свои плюсы и минусы. В первом случае все пространство траншеи выкладывается сначала мелким камнем по дну, а поверх него крупным. Такая кладка делается высотой на 1-2 см ниже верха опалубки. Далее идет приготовление цементного раствора в пропорции: 1,5 части воды, 1 часть цемента и 4 части песка. Раствор должен быть достаточно жидким, чтобы проникнуть во все пустоты между камнями и достаточно вязким, чтобы удержать придаваемый дорожке уклон. Минусом здесь является отсутствие гарантии проникновения раствора во все пустоты, что может привести к снижению прочности сооружения.

Вторым способом является заливка сразу приготовленным бетоном. Готовится такой раствор в пропорции: 1 часть воды, 1 часть цемента, 4 части песка и 2 части щебня или гравия. Как правило, такой раствор заливается сразу по всему объему котлована и выравнивается. Минусом такого способа является трудность окончательного выравнивания поверхности, так как некоторые камни будут выпирать выше опалубки. Справиться с такой ситуацией можно просто. Сначала залить в форму вышеупомянутый бетонный раствор на высоту 1-2 см ниже верха опалубки, а затем, пока бетон не застыл, залить на него до верха опалубки цементный раствор той же пропорции, только без камней.

Вернуться к оглавлению

Окончательная обработка дорожек

По завершении основной заливки поверхность полученных дорожек выравнивается. Единственное, что можно с ними в это время делать – это вставки и украшения в бетон. Через сутки после заливки дорожку можно начинать обрабатывать. Прежде всего, надо учесть, что ее наружную поверхность нужно ежедневно на протяжении недели поливать, чтобы обеспечить равномерное застывание и высыхание бетона. Если этого не делать, то полотно может деформироваться и потрескаться. Основную часть работы по доработке дорожки нужно сделать на 2-ой день после заливки. В это время бетон уже затвердел, но все еще является рыхлым и податливым.

Если дорожку планируется сделать под ломаный камень, то нужно взять шпатель и начать обработку полотна дорожки. Сначала делаются поперечные бороздки, имитирующие стыки между отдельными камнями. Далее обрабатываются боковые части дорожки. На них наносятся бороздки, логически продолжающие нанесенные на горизонтальной поверхности. А далее по бокам и на поверхностях бетона делаются многочисленные насечки, имитирующие поверхность камня. Если дорожка будет имитировать лесную тропинку, то нужно немного скруглить ее углы по бокам, что, во-первых, избавит от неизбежных сколов материала, во-вторых, придаст дорожке естественный вид, ну и в-третьих, убережет ноги хозяина от пореза, если тот оступится.

Вернуться к оглавлению

Дорожки на наклонной поверхности

Если рельеф участка характеризуется значительным перепадом по высоте, то в этом случае прокладка дорожек несколько усложняется. Не рекомендуется прокладывать дорожки под большим уклоном, так как передвижение по ним после дождя, выпадения снега или в случае обледенения может быть небезопасным. При небольших уклонах нужно выровнять трассу, выбрав грунт с возвышенности и подсыпав его в низменную часть. Крутые переходы следует оборудовать ступенями, сделав их невысокими и длинными.