Камень: применение для дизайна сада

  • 05.03.2014
  • 1295
  • 19

В дизайне, использующем камни в саду, самым распространенным и известным стал стиль, сочетающий в себе разнообразие растений и группы камней, — каменистый сад.

Сад камней

Валуны нужно устанавливать таким образом, чтобы не происходило загромождение пространства.

Все разновидности каменистых садов можно разделить на 2 большие группы:

Ассортимент  растений для альпийской горки

Ассортимент растений для альпийской горки.

Для первых характерно размещение камней в саду поодиночке или группами, устройство альпийских горок, подпорных стен, лестниц таким образом, как это могло бы выглядеть в горных районах западных стран. Это неотесанные, с грубыми гранями камни, будто бы только что отколовшиеся от скального массива или выложенные из тонких пластин плитняка стенки, дорожки и ступени, похожие на те, что встречаются в швейцарских деревушках и в древних замках Шотландии.

Вторые ведут начало от японских и китайских садов камней и требуют обязательного подчинения определенным правилам подбора и сочетания камня, размещения растений, наличие водоемов. В то же время при ограниченности территории и отсутствии отдельных элементов в таком саду должна создаваться иллюзия их существования и явственное чувство того, что вот сейчас, за этим кустом или поворотом дорожки они непременно появятся.

Инструменты и материалы, необходимые в садовом дизайне

Для оформительских работ в саду нужны:

  1. Лопата — для копки лунок под камни, ям для фундаментов и пр., для посадки растений.
  2. Камень природный разных размеров, форм, цвета.
  3. Цементно-песочный раствор — для закрепления камня при надобности.
  4. Карандаш и бумага — для создания плана композиции.
Вернуться к оглавлению

Суровые склоны Альп

Основное правило в дизайне такого сада — максимальное приближение к природному горному ландшафту.

Можно даже выбрать одну из бесчисленных фотографий горных красот в интернете и воссоздать изображенный на ней уголок мира.

Варианты альпинария

Варианты альпинария.

Разметить на бумаге местоположение и размеры компонентов каменистого сада — больших живописных камней, оттеняющих их растений, водоема, альпинария, дорожек. Элементы в саду должны гармонично сочетаться и дополнять друг друга, придавая композиции целостность и завершенность.

Если участок без ярко выраженного рельефа, придется насыпать грунт для формирования искусственного склона или холма. Такое сооружение получило название альпийской горки.

Для ее постройки придется выкопать яму глубиной до 0,5 м по контуру, размеченному в соответствии с планом. В яму засыпать щебень, не заполняя ее примерно на 15 см от края. Поверх щебня сформировать возвышенность из обломков кирпича, камня и любого строительного мусора. На поверхность горки насыпать плодородной земли и сформировать уступы-карманы из приготовленных для декора природных камней разной величины и формы. Желательно, чтобы камни были одной цветовой гаммы.

Внутри карманов размещают грунт и высаживают растения. Это низкие почвопокровные, стелющиеся растения — тимьян, алиссум, живучка; карликовые формы садовых астр и бархатцев; злаки и медленно растущие хвойные — можжевельники, туя, ели; декоративные сорта барбариса, дерен и другие.

Рокарий представляет из себя усложненный вариант горки — это композиция, которая имитирует горный пейзаж в переходе от вершины горы к предгорью и равнине. В рокарии может найтись место каменистым осыпям и скальным выходам, ущельям, руслам пересохших ручьев или бегущим потокам воды.

Устройство рокария требует тщательной разработки плана и создания первоначального эскиза, которые помогут вообразить и перенести на участок перепады высот и размещение камня и растений. Возвышенные места строят по принципу альпийской горки: насыпая искусственные холмы и выкладывая уступы из камня для посадки растений.

Насыпи легко сформировать из каменной крошки и некрупных осколков, стараясь по возможности передать разрушение скального выхода на склоне. Крошка насыпается возле группы камней или одиночного крупного камня и строго вниз по склону на произвольное расстояние. Некрупные камни можно подтолкнуть сверху вниз, тогда они очень естественно улягутся так, как это получилось бы в природе.

Для придания наибольшей естественности на территории рокария не устраивают бордюров, ночная подсветка должна быть скрытой, напоминающей лунный свет.

Дорожки и лестницы проводят таким образом, чтобы взгляду открывалась картина рокария с некоторого расстояния от него.

Подпорные стенки и ступени выкладывают из плитняка или камня с ровными гранями. Для подпорных стенок необходимо устройство фундамента шириной до 80 см и глубиной минимум полметра. Подпорные стенки служат подобием террас для земледелия на склонах гор. На террасах в саду размещают различные цветущие растения, кустарники, композиции из камней.

Для устройства русла сухого ручья надо подобрать хорошо окатанные гальки разного размера. Прочертить предполагаемое русло, сообразуясь с тем, куда могла бы течь вода по данной поверхности. Затем русло углубить на 15-20 см. В канаву засыпать крупный речной песок слоем не менее 5 см. Поверх песка произвольно разложить гальку. Берега ручья декорировать окатанными камнями ближе к руслу и, если это надо, камнями неокатанными на склоне. В точках поворота, резкого перепада высот можно разложить валуны или необработанные камни крупного размера или высадить деревья и кустарники.

Растения для посадки по берегам ручья подобрать такие, которые встречаются у водоемов: ирисы, бруннеры, калужницы. Следует учесть, что растения эти влаголюбивы и потребуют хорошего полива.

Вернуться к оглавлению

Камень и вода в садовом дизайне

Схема создания ручья в саду

Схема создания ручья в саду.

При возможности ручей в саду лучше сделать настоящим, с бегущей по камням водой. Для устройства такого ручья потребуется четко представлять себе, куда будет деваться вода, стекающая в водоем. Если нет естественного стока за пределы участка, надо приобрести насос малой мощности, который будет гонять воду по замкнутому циклу, поднимая ее из водоема к началу ручья.

Устройство русла ручья с водой сходно с устройством русла сухого ручья. Различие в том, что после выкопки канавы русла, на дно ее стелется слой гидроизолирующего материала. Например, полиэтилен максимальной толщины или специальная пленка для водоемов. Песок и камни размещают поверх гидроизоляции.

Размеры водоема в саду зависят от размеров участка. Для небольших водоемов можно использовать готовые резервуары или обойтись подручными средствами: старой детской ванночкой или чем-то подобным.

Для большого водоема придется копать яму самим. Несколько основных правил:

  1. Должны быть наиболее глубокие и самые мелкие места.
  2. Возле берегов надо сделать уступы для контейнеров с растениями.
  3. Берег должен быть природной формы, без прямых углов.

Дно водоема выстилается слоем гидроизоляции с учетом того, что пленка должна выходить за пределы ямы примерно на 20 см по периметру. Для того чтобы скрыть пленку, подводная часть берега выкладывается плоскими плитками камня, как кирпичом: плашмя одну на другую, вокруг всего водоема. Следующий ряд выполняется со сдвигом, чтобы всегда на стыке 2-х плиток нижнего ряда лежала плитка следующего. Так водоем приобретет совершенно естественный вид и пленка будет служить не один год.

На берегу пруда выходящая за границу ямы пленка засыпается землей. Берег декорируется камнем и растениями. Контейнеры с водными растениями размещаются на дне и выступах у берега так, чтобы контейнеры были скрыты водой.

Вернуться к оглавлению

Философская Япония

Схема сада в храме Рёандзи

Схема сада в храме Рёандзи.

Монахов средневековой Японии, создавших неописуемо прекрасные сады при монастырях, называли «договаривающимися с камнем». Для успешного создания каменистого сада в японском стиле надо проникнуть в суть камня, угадать его характер, определить все нюансы фактуры и цвета, неповторимость каждого камня. И определить подходящее только этому камню место в саду.

Построение композиций из камней требует подчинения правилам, по которым строится любая композиция в Японии:

  1. Элементы должны вписываться в разносторонний треугольник.
  2. Один элемент доминирует, остальные занимают второстепенные позиции.
  3. Количество камней должно быть нечетным — 3, 5 или 7.
  4. Камни обязательно углубляются в землю, символизируя устойчивость и вечность.
  5. Размеры камней не должны быть одинаковыми.
Расположение сада камней для воплощения стихий по фен шуй

Расположение сада камней для воплощения стихий по фен шуй.

Дорожки соединяют разные картины сада и символизируют жизненный путь. Камни на них расположены так, чтобы приходилось смотреть под ноги, передвигаясь не спеша. В определенных местах устанавливаются более удобные и крупные камни. Останавливаясь на них, идущий может оторвать взгляд от дорожки и созерцать открывшуюся ему композицию.

Сухие ручьи и мостики через них создают иллюзию того, что вода только что была здесь и вдруг исчезла. Водоемы при большом зеркале совсем неглубоки, часто в центре водоема складываются островки из камней, символизируя «острова бессмертных». Часто вместо воды насыпается песок, на который специальными граблями наносят узоры, обозначающие волны.

Способы устройства водоемов и холмов сходны со строительством их в рокарии.

Растения и камни сочетаются таким образом, что у наблюдателя должна создаваться полная иллюзия того, что камни уже вечность лежат на этом месте, и меняются только растения возле них.

При устройстве ручья камни выкладываются так, чтобы текущая вода обязательно плескалась и журчала. Тогда почти незаметная струя производит впечатление быстрого потока или ленивого ручейка, как задумает его создатель.

Устройство каменистого садика совсем не сложно. Главное, придерживаться закономерностей, продиктованных самой природой этого материала: основа жизни — вечность.