Откатные ворота своими руками пользуются большой популярностью, по причине их простой конструкции. Для устройства откатных (консольных) ворот может понадобиться лишь небольшая схема конструкции, которую можно легко сделать самостоятельно.
Принято считать, что автоматические откатные ворота очень практичны, надежны, удобны и долговечны.
Откатные ворота в прошлом могли позволить себе только люди с большим достатком, а установить на них электропривод было чем-то из области фантастики. Но времена меняются, и все больше людей решают собрать и установить откатные ворота своими руками, при этом сэкономив значительную сумму средств. Но следует помнить, что у данного типа ворот есть одна важная особенность – им нужно пространство для отката. Если вами будет подготовлена простая схема устройства, то сможете увидеть, как много места нужно для данной конструкции. Причем места требуют как автоматические, так и механические системы.
Преимущества откатных ворот
Почему люди выбирают именно откатные ворота? Достоинств у раздвижных ворот значительно больше, чем недостатков. У них нет направляющих ни внизу, ни вверху проема, что позволяет проезжать транспорту любой высоты. Раздвижные ворота передвигаются благодаря направляющей, приваренной к раме. Направляющая (рельс) передвигается по роликам (тележкам), жестко закрепленным на бетонном основании. Для роликов применяются лишь закрытые подшипники. Внутри направляющей “ходят” роликовые тележки – это защищает их от грязи, снега, дождя, что продлевает срок службы. На одной ролике находится 8 роликов, 1 ролик сделан из подшипника с металлической напрессованной или полимерной обоймой. При нормальном использовании система рассчитана на 50 тыс. циклов открытия/закрытия, а это приравнивается к 10-15 годам эксплуатации. Не стоит пытаться смазывать механизм, ведь грязь и песок, налипающие на смазку, будут только мешать передвижению. Особенно страдают автоматические конструкции.
Схема-пример размеров откатных ворот.
Полотно ворот можно зашить любым материалом: профнастилом, красивой ковкой, деревесиной, поликарбонатом, сайдингом, металлической филенкой или металлическим листом. Другими словами, откатные ворота своими руками сделать можно очень быстро, без привлечения квалифицированных специалистов, и в этом вам поможет самая обыкновенная схема, выполненная собственноручно с учетом параметров своих ворот.
А, они почти не требуют ухода и какого-либо обслуживания. Недостаток – необходимость большого количества места для отката створки, как и для механических конструкций. По этой причине достаточно часто не получается установить откатные ворота своими руками. Из-за недостатка места их приходится устанавливать с наружной стороны, в этом случае проблематично установить электропривод, но механические створки функционируют отлично.
Откатные ворота могут открываться как автоматически, так и вручную: все зависит, в первую очередь, от финансов человека и поставленных задач (ежедневное использование, для дачи, резервные и пр.). Электропривод – необязательный, скорее, дополнительный элемент комфорта. Значительно приятнее просто нажать на кнопку, чем идти в дождь или снег открывать ворота. Еще привод поможет сэкономить массу времени для тех, кто выезжает со двора много раз за день. Так, автоматические ворота очень удобны в эксплуатации.
Вернуться к оглавлению
Уход за газоном: основные работы по месяцам.
Работы по монтажу уличного освещения.
Как построить колодец-журавль? Подробнее>>
Устройство откатных ворот
Итак, что являет собой конструкция откатных ворот? Устройство данного вида ворот не настолько сложно, как кажется с первого взгляда. Их конструкция проста, нужна лишь обыкновенная схема, которая покажет, что и как устанавливается. Если вы решились сделать откатные ворота, то на процессе их изготовления нужно остановиться более детальнее. Конечно, чтобы детальнее ознакомиться с их конструкцией, можно посмотреть чертеж откатных ворот.
Изначально нужно установить опорные столбы, которые могут быть сделаны из швеллера, стальной трубы, кирпича или бетона, дубового бруса.
Главное – бетонировать опорные столбы нужно на глубину не меньше 1 м.
Нужно выкопать яму не менее 1 м глубиной, потом установить столбы по уровню и залить их бетонным раствором. Время, которое нужно выдержать для застывания бетонной смеси и достижения ее прочности составляет 1 неделю. В кирпичных столбах желательно предусмотреть закладные, располагать их надо на 10 см от края проема. Самый оптимальный размер закладной – 5х5 см, она должна быть с кирпичом заподлицо.
Схема бетонирования опорных столбов фундамента для откатных ворот.
Потом нужно залить фундамент, для этого можно использовать арматуру сечения 1-1,4 см и швеллер 16-20 см шириной. Арматуру нужно нарезать на куски по 100 см и приварить их к полкам швеллера – получается банкетка.
Затем роется яма 50% длиной от ширины самого проема, глубиной 1-1,5 м и шириной 40 см, швеллер устанавливается полками вниз, и яма заливается бетоном. Основание для откатных ворот можно считать готовым. Если проем меж столбами равняется 4 м, то основание должно составлять L/2=2 м.
Швеллер укладывается в уровень чистового пола, то есть верхушка швеллера должна быть на одном уровне с дорогой, плиткой, асфальтом и т. д. Если все сделано правильно, то в итоге получается ровная металлическая площадка, к которой позже нужно будет приварить ролики (роликовые каретки) для откатных ворот.
Фундамент для ворот должен отстояться не менее недели, а по СНИПу ему нужно дать 28 дней. Если у вас имеется схема изготавливаемых откатных ворот, обязательно пометьте себе время высыхания основания, чтобы потом не ошибиться и изготовить качественную конструкцию, которая будет работать долгие годы.
Вернуться к оглавлению
Необходимые материалы для изготовления откатных ворот
Сначала необходимо заготовить весь материал для работы. Для этой цели с помощью шлифовальной машинки с зачистным кругом нужно убирать окалину и ржавчину с металлических труб. При работе с шлифмашиной необходимо соблюдать меры предосторожности и обязательно надеть защитные очки.
После этого металлические трубы необходимо обезжирить растворителем и обработать грунтовкой. Можно пользоваться кистью или краскопультом. Когда это все сделано, нужно переходить к следующей стадии, которая подразумевает сварку несущей рамы конструкции. Для устройства рамы откатных ворот лучше всего взять профилированную трубу 60х30 мм сечением, но также можно брать трубы сечением 60х40 или 50х50 мм. В данном случае нет никаких жестких правил: каждый использует то, что имеется в наличии, больше нравится или легче приобрести. Из труб варится внешний каркас ворот. Для откатных ворот, ширина проезда которых не превышает 4 м, можно использовать специальный омега-профиль.
Вернуться к оглавлению
Ход работы над устройством откатных ворот
Необходимо приварить обрешетку (внутренний каркас), который придаст жесткость конструкции и послужит средством укрепления профнастила, досок, металла или сайдинга. Внутренний каркас делается из трубы 20х20 или 20х40 мм. Стоит отметить, что в трубу 20х40 намного легче попасть заклепкой или саморезом, что позволяет изготовить каркас намного быстрее.
Стыки листов нужно уложить так, чтобы они прошли по вертикальной трубе корпуса обрешетки. Обычно последний лист подрезается по ширине, лучше всего это делать с помощью шлифовальной машинки с отрезным кругом.
Схема роликового механизма откатных ворот.
Если вы решили зашивать автоматические или механические откатные ворота материалом большой толщины (более 20 мм) или профилированным листом с глубокой волной, то внутреннюю трубу нужно сдвинуть на край. Автоматические ворота лучше зашивать более легким материалом, чтобы не переносить большую нагрузку на механизм.
Трубы привариваются прихватками по 2 см с шагом 20-30 см. Когда рама полностью готова, к ней снизу приваривается направляющая. Все трубы, а также направляющая, приваривается в шахматном порядке, в другом случае от сварки раму может сильно “повести”, и она будет схожа с лопастью пропеллера.
Потом при помощи шлифовальной машины нужно зачистить швы и снова прогрунтовать участки, где был поврежден грунт. После полного высыхания грунта нужно обязательно нанести краску. Можно взять алкидную эмаль, или краску, которую можно наносить без предварительного грунтования поверхности. Лучше всего наносить не менее 2-х слоев со временем на промежуточное высыхание.
Когда рама откатных ворот высохнет от краски, можно начинать их зашивать. Обычно материал, использующийся для зашивки, прикрепляется к внутреннему каркасу заклепками или саморезами. Саморезы нужно брать со сверлом, тогда процесс становится менее трудоемким: с помощью дрели и биты-насадки зашить полотно ворот можно очень быстро.
Когда основание выстоялось, можно приступать к монтажу самих ворот. Сначала на фундаменте для откатных ворот (швеллере) устанавливаются ролики, их нужно максимально развести.
Однако не стоит забывать, что концевой ролик имеет размер около 15 см, поэтому каретку, которая находится ближе к проему, нужно от него отодвинуть. Учитывая данное расстояние, каретку, которая находится вдали проема, нужно установить таким образом, чтобы при закрывании ворот она не сбивала заглушку. Так, раздвижные автоматические ворота будут работать всегда без сбоев.
Вернуться к оглавлению
Завершающий этап изготовления ворот
Схема откатных ворот из профнастила.
После проведенной работы раму ворот нужно установить на каретки, выставить консольные ворота по уровню и прихватить сваркой роликовые тележки к швеллеру. Если все получилось правильно, то дальше обвариваются платформы тележек. В другом случае все нужно выставлять заново, чтобы добиться желаемого результата (положения ворот в уровне, отсутствия любых перекосов и т.д.) и уже после этого платформы обвариваются. Затем поддерживающие верхние ролики привариваются, вставляется концевой ролик, привариваются верхний и нижний уловители. Ролик обязательно должен находить на нижний уловитель и благодаря этому разгружать ворота.
Если для изготовления опорных столбов были использованы швеллеры металлических труб, то уловители и ролики, установленные сверху, можно варить прямо к столбу. Если применяются каменные, кирпичные или бетонные столбы, то их необходимо крепить к профильной трубе. Если вы не поленитесь изготовить схему всех проделанных работ, то в будущем вам будет намного легче проделывать всю эту работу.
Так, схема станет вашей «палочкой выручалочкой» для изготовления ворот.
Вернуться к оглавлению
Нюансы при установке ворот
Существует еще один нюанс, который влияет на установку ворот. Многие, кто решил сделать консольные ворота собственными силами, устанавливают роликовые тележки на платформы со шпильками или приваривают шпильки к швеллеру, а затем уже начинают к ним прикручивать каретки. Но стоит ли это делать?
Обычно так поступают новички, которые первый раз монтируют отдвижные механические или автоматические ворота. Они думают, что в этом случае роликовые тележки можно будет регулировать, в случае переезда или поломки снимать и пр. На деле вы просто столкнетесь с большим объемом работ (сверление швеллера, нарезание резьбы, очень точная установка швеллера и многое другое). То есть из-за самой маленькой ошибки (отклонение в пару миллиметров) вы потратите впустую дни работы. И в итоге вам придется срезать шпильки и варить ролики прямо к фундаменту (швеллеру).
Самый лучший способ приварить каретки, чтобы в будущем их можно было легко срезать, – не обваривать платформу каретки в труднодоступных местах. Можно использовать более компромиссный вариант – готовые платформы, которые имеют шпильки. Чаще всего так устанавливаются именно автоматические ворота, для точности работы механизма.
Вот так своими руками можно провести монтаж откатных ворот.